Системы автоматической разгрузки железнодорожных вагонов (вагоноопрокидыватели) находят свое применение на большинстве предприятий, где необходима переработка или транспортировка большого количества материала, приходящего на предприятие посредством ж/д транспорта. Вагоноопрокидыватели - эффективное средство механизации с высоким темпом выгрузки вагонов, которое работает в полностью автоматизированном режиме. Основными проблемами разгрузки вагонов в роторных вагоноопрокидывателях, с точки зрения экологии, относятся довольно большое количество источников пыления, поэтому вагоноопрокидыватели должны иметь меры и устройства по борьбе с образованием и улавливанием пыли.
К основным возможным мерам можно отнести системы водяного подавления и образования водяного тумана. Однако данная система имеет водяной контур, использование которого в зимний период обуславливается соответствующими проблемами. Так же рассеивание в воздухе мелкодисперсной влаги негативно сказывается на основных конструкционных материалах здания и систем в целом. Стоит отметить, что водяным системам присущи высокие показатели капитальных и эксплуатационных затрат. Данная система не позволяет собирать и удалять пыль, а лишь способствует ее оседанию на всех возможных поверхностях, что в случае с взрывоопасной угольный пылью может привести к катастрофическим последствиям, поэтому дополнительно необходимо рассматривать данные системы в комплексе, например с вакуумной уборкой помещений или других.
ООО «Аспекс машиностроительная компания» имеет опыт разработки проектов аспирации тандемных вагоноопрокидывателей роторного типа на базе рукавных фильтров во взрывозащищенном исполнении.
Конструктивно, система вагоноопрокидывателя делится на условные уровни источников пыления: уровень разгрузки вагонов, и выгрузка в накопительные бункера, уровень разгрузки с накопительных бункеров на конвейеры, уровень перегрузки с конвейера на конвейер.
Уровень разгрузки вагонов и накопительный бункер. Пылевые выбивания происходят по зазорам с двух сторон по длине вагоноопрокидывателя в основное помещение здания или комплекса. Большие объемы воздуха, уносимые с выгружаемым продуктом, захватывают большое количество образовавшейся пыли и при проходе через узкое сечение зазоров между оборудованием приобретают высокую скорость движения, что позволяется поднимать большое количество пыли на большую высоту.
Остальные уровни представляют собой традиционную перегрузку угля конвейерного типа. Однако исключением составляет то, что все уровни имеют закрытый объем и находятся под землей, что устанавливает особые требования к вентиляции помещений. Но вентиляция не позволяет в достаточной мере очищать воздух до показателей предельно допустимых концентраций (ПДК), что делает затруднительным присутствие обслуживающего персонала в помещениях для ремонта механизмов при непрерывной работе основного оборудования.
Решением вопросов пылеобразования достигается путем установки местных отсосов, на которых происходит процесс улавливания пылевоздушной смеси. Далее смесь попадает в рукавный фильтр, где происходит очистка и через тягодутьевую машину (ТДМ) направляется в выбросную трубу. Рукавный фильтр ООО «Аспекс машиностроительная компания» позволяет произвести очистку пылевоздушной смеси до концентрации не более 5 мг/м3 на всем сроке эксплуатации установки при соблюдении необходимых требований.
Все механизмы и оборудование, входящее в систему аспирации, оснащаются КИПиА, которые позволяют следить за работой системы аспирации удаленно и в режиме реального времени, с возможностью отслеживать значение концентрации по пыли на выбросе из установки в окружающую среду. Все оборудование работает полностью в автоматическом режиме, что позволяет сблокировать его работу с технологическим оборудованием Заказчика.
Специалисты ООО «Аспекс машиностроительная компания» разрабатывают и реализовывают проекты по аспирации вагоноопрокидывателей: как строящихся вновь так и в условиях действующего производства.